AutoScan Кабеля, разъемы»
Адаптеры диагностики автомобиля» Сканеры, Считыватели кодов» Адаптеры Диагностики и Настройки ГБО автомобиля»
AutoScan
Поддержка
В Избранное Добавить в избранное
ABS/ AIR BAG »
По маркам»
Грузовики»
Автобусы»
ЧИСТКА ФОРСУНОК» Поддержка

Адаптер 2K,L - линии/ Lpg interface (набор деталей)

Набор деталей для самостоятельной сборки Адаптер 2KL линии позволяет с существенно меньшими затратами получить устройство для диагностики автомобиля. Как вариант, возможно выполнить сборку адаптера для настройки-регулировки газовых инжекторов (Lpg interface). Набор рассчитан на людей обладающих знаниями основ электроники (или радиолюбителей), способных самостоятельно аккуратно и грамотно спаять устройство (монтаж средней плотности на двухсторонней печатной плате с металлизированными переходными отверстиями с применением SMD элементов).

Адаптер 2KL - линии, Адаптер 2K,L - линии/ Lpg interface (набор деталей) Адаптер 2KL - линии, Адаптер 2K,L - линии/ Lpg interface (набор деталей) Адаптер 2KL - линии, Адаптер 2K,L - линии/ Lpg interface (набор деталей)

Адаптер 2KL линии предназначен для согласования компьютера и автомобильного контроллера управления и диагностики двигателем (сигналов порта RS-232 и интерфейса ISO-9141 K-line) как отечественных автомобилей, так и большинства импортных, считывания тех или иных ошибок, фиксируемых контроллером, управления различными системами в тестовом режиме. Адаптер 2KL совместим с большинством свободно распространяемых программ тестирования. (Программы диагностики для разных автомобилей в большом количестве представлены в Интернете, например, icd (для ВАЗов) . Схема адаптера 2KL основана на двух микросхемах MAX232A и MC33199D. DA1 MAX232A (или с В для микросхем ST которые также рассчитаны на работу с емкостями 0,1мкФ) стандартное включение – преобразователь сигналов COM порта в TTL. DA2 MC33199D интерфейсная микросхема, реализующая двунаправленную шину линии К, приемник для линии L, согласно ISO9141. Особенность включения MC33199D - наличие дополнительного делителя для опорных входов компараторов линий K,L выводы 2 и 3. Порог сравнения выбран около 3,3 В, что исключает необходимость переключателя, поэтому адаптер воспринимает как 5В (старые автомобили) так и 12В поток данных (напряжение подтяжки обеих линий 12В, и при 5В потоке данных ограничивается входной цепью самого контроллера, не очень хорошо, но зато без переключателя).

К слову, в похожем наборе «Мастер Кит» NM9213 схема включения предполагает подачу опорного напряжения REF-OUT вывод 14 на опорные входы компараторов линий K,L - REF-IN-L, REF-IN-K выводы 2 и 3. При этом порог срабатывания порядка 6В и более, зависит от напряжения подаваемого на Vs вывод 13. Соответственно работа адаптера NM9213 с 5 В контроллерами не возможна (вот такой ляп!).

Адаптер допускает возможность работы с достаточно длинным кабелем для подключения к машине (выход I1 вывод 11 подключен на выход K – линии используется для высокоскоростного обмена данными, формирования больших импульсных переключающих токов, компенсирующих погонную емкость кабеля подключения к автомобилю).

Линия L, односторонняя, медленная, собрана на рассыпных элементах, используется крайне редко для создания Wake up последовательности для перехода в режим диагностики. Затем эта линия не используется, а весь обмен данными идет по линии K. И еще, адаптер имеет два светодиода – красный индикация высокого уровня на линии К, зеленый – линии L. Светодиоды подключены на выходные линии, что позволяет проще обнаружить ошибку в подключении или даже неисправность, если успели сжечь адаптер из-за неправильного подключения. (Сжечь достаточно сложно, так как в K – линии есть защита как от замыканий на массу, так и на 12В, опасным является только отрицательное напряжение при неправильном подключении массы автомобиля). Кроме того, такое включение светодиодов не нагружает и не уменьшает размах сигнала COM порта, что может иметь значение при использовании ноутбука. При правильном подключении питания оба светодида светятся, в процессе обмена данными мигают (зеленый светодиод линия L мигает с меньшей частотой и только в начале тестирования). Некоторые программы (Icd) могут выполнять тестирование адаптера, и работоспособность определяется также и визуально.

Адаптер подключается к COM порту компьютера непосредственно (удачно продуман конструктив – ничего лишнего), либо с помощью кабеля удлинителя COM порта (провода идут напрямую). Сигнал линии L подключен на 7 вывод (RTS-сигнал используется большинством программ), если программа тестирования использует другой вывод для вывода сигнала линии L, необходимо скорректировать кабель удлинителя COM порта.

В случае отсутствия COM порта (например, в ноутбуке) возможно применение дополнительного адаптера USB-COM

Адаптер 2KL - линии, Адаптер 2K,L - линии/ Lpg interface (набор деталей)

Адаптер 2KL линии - список элементов.

  • DA1 - MAX232A/B (smd исполнение) - 1шт
  • DA2 - MC33199 (smd исполнение) - 1шт
  • DA2 - 78L05 (обычное исполнение) - 1шт
  • C1 - C4, C6 - 0,1мкФ (smd исполнение, размер 0805) - 5шт
  • C5, C7 - 10мкФ 16В (smd исполнение, размер А) - 2шт C106
  • R1, R3 - R5 5,1кОм (smd исполнение, размер 0805) - 4шт 5,6кОм
  • R2, R10 - 10кОм (smd исполнение, размер 0805) - 2шт 12кОм
  • R6 - 10 Ом (smd исполнение, размер 0805) - 1шт
  • R7, R11 - 20кОм (smd исполнение, размер 0805) - 2шт
  • R8, R13 - 2кОм 0,25Вт (обычное исполнение) - 2шт 2,2кОм
  • R9, R12 - 3кОм (smd исполнение, размер 0805) - 2шт
  • VD1 - 1N4148 (smd исполнение) - 1шт
  • VD2, VD3 - СИД (зеленый и красный, диам. 3мм) - 2шт
  • VT1-VT4 - BC817 (любые n-p-n, smd исполнение) - 4шт
  • XT1 - D9F (гнезда, к компьютеру) - 1шт
  • XT2 - D9M (штыри, к машине) - 1шт

Методика сборки и настройки адаптера

Для сборки адаптера необходим электропаяльник мощностью не более 25Вт, жало необходимо заточить на конус для монтажа SMD элементов. Желательно использовать тонкий припой с канифолью, плату перед монтажом также желательно покрыть спиртовым раствором канифоли. Для удобства первыми лучше припаять микросхемы (особых требований по заземлению статики нет, можно использовать обычный 220В паяльник). Монтаж разъемов DB9 лучше выполнить, используя в качестве оправки половинку корпуса адаптера. Электролитические емкости С5, С7 первоначально в проекте имели корпус А, однако для повышения надежности, было принято решение заменить на корпус В – С5 22мкФх16В, С7 4,7мкФх25В, - соответственно при монтаже конденсатор С5 необходимо немного приподнять над платой, чтобы избежать замыкание соседних дорожек. Светодиоды лучше впаивать в последнюю очередь, - сначала просверлить отверстия диаметром 3мм по месту в половинке корпуса, поставить светодиоды и припаять.

Проверка работоспособности адаптера. Адаптер относительно простое устройство (можно сказать несколько компараторов), поэтому работоспособность можно проверить прямо на столе, используя тестер и любой источник питания 9-12В (я использую 12В аккумулятор 7Ач от UPS, точное напряжение 12,6В).

  • 1. Подать питание посредством кабеля, который будет использоваться для диагностики. (Первоначально лучше через предохранитель на 0,3А, для выявления некачественных электролитических емкостей С7 или замыкания по питанию). После подачи питания оба светодиода должны загореться. Ток потребления около 19мА.
  • 2. Измерить напряжение на 2 выводе DB9 разъем к компьютеру (сигнал RXD компьютера). Оно должно быть -10В (точнее -9,75В). Если напряжение отличается, скорее всего, ошибка в монтаже MAX232. (Если применен MAX3232 напряжение около 6В).
  • 3. Измерить напряжение на выходе К-линия, должно быть около 11,3В (при указанном питании 12,6В, при меньшем или большем, пропорционально меньше или больше). Если напряжение отличается, ошибка в монтаже МС33199.
  • 4. Измерить напряжение на выходе L-линия, должно быть около 10,9В. Если напряжение отличается ошибка в монтаже транзисторов VT1, VT2.
  • 5. Подать высокий уровень на вывод 3 DB9 (сигнал TXD компьютера), можно 12В через резистор 1-3кОм. Наблюдать погасание красного светодиода, на выходе К-линия, должно быть около 0,15В. Измерить напряжение на 2 выводе DB9 (RXD), должно быть +10В (точнее +9,75В).
  • 6. Подать высокий уровень на вывод 7 DB9 (сигнал RTS компьютера). Наблюдать погасание зеленого светодиода, на выходе L-линия, должно быть около 0,07В.
  • 7. Закоротить выход К-линии на массу (минус питания). Наблюдать погасание красного светодиода, напряжение на 2 выводе DB9 (RXD), должно быть +10В.
  • Если все пункты выполнены без отклонений адаптер рабочий, можно проверять на машине. Дополнительно для более глубокого понимания принципов работы схемы, выложена документация на MAX232 и МС33199.

Инструкция по сборке адаптера K,L »»
Инструкция по сборке адаптера LPG Interface »»

Скачать файлы документации микросхем (PDF- формат):   1-й файл   2-й файл

Адаптер 2K,L - линии/ Lpg interface (набор деталей) - Доработка адаптера K, L – линии

Схема и конструкция адаптера K, L – линии весьма удачны, кроме того, небольшой доработкой возможно еще несколько улучшить возможности. Цель доработки превращение адаптера K,L – линии в адаптер 2KL. Адаптер 2KL – линии (доработанный вариант адаптера K, L – линии) предназначен для согласования обычного персонального компьютера и автомобильных систем управления и диагностики, совместимых с ISO-9141 (K, L –line) – наиболее массовый парк машин. Диагностический комплекс на базе обычного компьютера (или ноутбука) с использованием данного адаптера позволяет выполнять чтение кодов неисправностей, чтение потоков данных, активные тесты исполнительных узлов, чип тюнинг… Дополнительная возможность адаптера 2KL – линии - наличие двухсторонней L-линии (ISO9141 предусматривает только одностороннюю L-линию, основное назначение которой подача Wake up последовательности для перехода в режим тестирования). Однако некоторые европейские производители используют вывод L-линии для дополнительного обмена информацией относительно других систем автомобиля (не двигатель).

Адаптер 2K,L - линии/ Lpg interface (набор деталей) Адаптер 2K,L - линии/ Lpg interface (набор деталей)

Итак, суть доработки - изменение однонаправленной L линии на двухстороннюю. Коротко рассмотрим работу схемы адаптера 2KL – линии (ранее хорошо описывалась схема адаптера K,L – линии). Схема адаптера основана на двух микросхемах MAX232A и MC33199D (стандартная связка). DA1 MAX232A – преобразователь сигналов COM порта в TTL. DA2 MC33199D - интерфейсная микросхема, реализующая двунаправленную шину линии К, с защитой от замыкания на массу или на + 12 В, и приемник для линии L, согласно ISO9141. Особенность включения MC33199D – сниженный порог сравнения входных компараторов линий K, L, что обеспечивает универсальность обработки сигналов как 12В уровня, так и 5В (редкие, старые модели). Параллельный канал линии L выполнен на отдельных транзисторах (выход менее защищен). Данные на обе линии передаются параллельно с 3 вывода COM порта компьютера TxD.

Ранее данные на L– линию выводились с 7 вывода RST, а в некоторых адаптерах с DTR для формирования вспомогательной Wake up последовательности. Переход к USB вариантам адаптеров диагностики затруднил вывод информации через RST и DTR сигналы COM порта, соответственно, более современные программы диагностики используют только TxD и RxD сигналы для обмена информацией.

Объединение ответных данных с обеих линий без взаимного влияния друг на друга производится путем объединения выходов компараторов линий K, L (выход приемника L-линии открытый коллектор). Схема и конструкция адаптера K, L– линии позволяют достаточно просто выполнить доработку для превращения в адаптер 2KL (всего три перемычки и одна разрезанная дорожка). Первое, необходимо переподключить канал линии L с 7 вывода RST на 3 вывод TxD (разрезать дорожку и установить новую перемычку). Второе, объединение выходов компараторов линий K, L производится замыканием капелькой припоя выводов 4 и 5 MC33199D (вторая перемычка). Третье, удалить R10, подключить приемник линии L (вывод 12 MC33199D) соответственно к L-линии в выходном разъеме (третья перемычка). В заключение еще несколько советов-замечаний. Если диагностика относительно старых автомобилей с 5В потоком данных мало вероятна, R8 необходимо уменьшать, - чем меньше R8, тем длиннее может быть кабель подключения к автомобилю (в новом варианте схемы это учтено, R8 снижен до 750 Ом). И еще, с помощью универсального кабеля со штыревыми контактами (штатно комплектуется в собранном варианте) возможно, не только подключаться к разным вариантам колодок диагностики (как старым, так и OBD2), но и выполнять диагностику иных систем (не двигатель) простым переключением контактов в колодке диагностики. Подобную процедуру невозможно выполнить с помощью стандартных сканеров (порой весьма дорогих).

(Например, очень часто 3 вывод OBD2 колодки используется для диагностики панели приборов, 12 – для диагностики систем ABS, AIRBAG). Адаптер 2K,L - линии/ Lpg interface (набор деталей)

Методика настройки.

  • 1. Подать питание посредством кабеля, который будет использоваться для диагностики. (Первоначально лучше через предохранитель на 0,3А, для выявления некачественных электролитических емкостей С7 или замыкания по питанию). После подачи питания оба светодиода должны загореться.
  • 2. Измерить напряжение на 2 выводе DB9 разъем к компьютеру (сигнал RXD компьютера). Оно должно быть -10В (точнее -9,75В). Если напряжение отличается, скорее всего, ошибка в монтаже MAX232. (Если применен MAX3232 напряжение около 6В).
  • 3. Измерить напряжение на выходе К-линия, должно быть около 11,4В (при указанном питании 12,6В, при меньшем или большем, пропорционально меньше или больше). Если напряжение отличается, ошибка в монтаже МС33199.
  • 4. Измерить напряжение на выходе L-линия, должно быть около 11,5В. Если напряжение отличается ошибка в монтаже транзисторов VT1, VT2.
  • 5. Подать высокий уровень на вывод 3 DB9 (сигнал TXD компьютера), можно 12В через резистор 1-3кОм. Наблюдать погасание красного светодиода, на выходе К-линия, должно быть около 0,22В. Также наблюдать погасание зеленого светодиода, на выходе L-линия, должно быть около 0,10В. Измерить напряжение на 2 выводе DB9 (RXD), должно быть +10В (точнее +9,75В).
  • 6. Закоротить выход К-линии на массу (минус питания). Наблюдать погасание красного светодиода, напряжение на 2 выводе DB9 (RXD), должно быть +10В. Напряжение на выходе L-линия, должно быть около 11,5В (нет влияния).
  • 7. Закоротить выход L-линии на массу (минус питания). Наблюдать погасание зеленого светодиода, напряжение на 2 выводе DB9 (RXD), должно быть +10В. Напряжение на выходе К-линия, должно быть около 11,4В (нет влияния).
  • 8. Если все пункты выполнены без отклонений адаптер рабочий, можно проверять на машине.


Rambler's Top100 Submitter.ru